Чего от вас хотят в школе, дома и на этом сайте?

Не важно, в каком классе вы учитесь, потому что предмет "Русский язык" изучается во всех классах: от  первого до последнего. Вот и получается, что никуда вам от русского языка не деться. Да и не нужно никуда деваться. Лучше разобраться, чего  все - и школа, и учителя, и родители – от вас  хотят, и действовать осознанно.


Чем  "Русский язык" отличается от других школьных предметов?

Любой мальчишка предпочтет напрямую пробежать по газону, чтобы практически доказать, что прямая – это кратчайшее расстояние между двумя точками. Любая девочка знает, что такое вода и соль. И каждому малышу сегодня известны английские слова: компьютер, ноутбук, файл. Но эти факты не означают, что мальчишка знает геометрию, девочка разбирается в химии, а малыш владеет английским. Только в школе ребята приступают к изучению различных учебных предметов. А с русским языком дела обстоят иначе. Русский язык – наш родной язык. К школе мы все уже умеем им пользоваться: мы свободно говорим и понимаем по-русски, а многие прекрасно читают и даже умеют немного писать. Получается, что все мы встречаемся с русским языком задолго до того, как идем в школу. А раз предмет этот всем знаком, то никто не ожидает от него неприятностей. Но с самого начала требуется немало усилий, чтобы научиться писать буквы, соединять буквы в слоги, выводить в тетрадках слова и целые предложения. И как только ученик 1-го класса начинает писать, почти  сразу появляются правила, которые объясняют, как это нужно делать. 

До школы мы все никаких правил не знали и писать по-настоящему не умели. Значит, в школе ребят учат писать на родном языке правильно, то есть грамотно. Что для этого требуется? Чтобы писать грамотно, нужны знания.

Как получить знания? Что для этого нужно?

Узнать = понять + запомнить 

Заучивать информацию без понимания бесполезно. Напрасный труд. Потеря времени. Нельзя пользоваться тем, чего не понимаешь. Понимать и запоминать придется все одиннадцать лет. Объем информации очень большой. В русском, как и в математике, нельзя что-то выучить, а потом забыть: все знания  нужны  постоянно.

Поэтому программы построены по особому принципу. Представьте себе, вы берете камешек и бросаете его в воду - на поверхности образуются круги. Они будут расходиться во все стороны. Приятно бросать камешки в воду и следить, как от этого расходятся круги. Этот пример показывает, как строятся программы. Тема изучается в 1-м классе, а потом во 2-м, только чуть подробнее и шире, в 3-м – еще немного шире и глубже. Так и идет процесс, как будто круги по воде. Я думаю, что такой принцип вполне разумен, он дает шанс не забывать изученный материал, а если забыл, вспомнить, что забылось.

А теперь самое главное. Вернувшись к изучению знакомой темы на новом, более высоком уровне, у вас есть шанс заметить и ликвидировать пробелы в ваших знаниях. Если вы этого не сделаете, не уделите внимания проблеме, будьте готовы, что очень скоро она разрастется и будет досаждать вам всё время обучения, а может быть, и всю жизнь.

Как можно восполнить недостаток в знаниях?

  • Можно задать вопрос учителю.
  • Можно искать ответ в учебниках.
  • Но лучше зайти на наш сайт.

Если у вас один-два пробела в знаниях, это поправимо, но если пробелов много, дело плохо. Очень скоро вы почувствуете, что вообще ничего не понимаете в предмете русский язык и не любите его. Каждый день в школе может стать неприятным, т.к. уроки русского языка проводятся во многих классах практически каждый день. А экзамены по русскому языку – это обязательные экзамены. Не сдав их, нельзя  окончить школу. Не окончив школу, нельзя поступить в вуз. Значит, что нам от вас нужно? 

Нужно, чтобы вы стремились осмыслить и запомнить информацию и были готовы, если надо, восполнить ее недостаток.

Пока речь шла только о знаниях. Для некоторых учебных предметов больше ничего и не требуется, знания – самоцель. Для предмета "Русский язык" важно уметь полученные знания применять. Для этого придётся овладеть специальными навыками и умениями. Только тогда вы будете правильно совершать два вида действий: писать грамотно и делать разборы - фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лексический, стилистический.  


Как применять знания?

Чтобы писать грамотно, нужно на основе знаний сформировать множество хороших привычек. Привычки должны быть только хорошими. Плохие мешают действовать правильно. Так бывает не только при изучении русского языка. Это правило жизни.

Приведу пример. Это было давно. Тогда только появились персональные компьютеры. Многим людям казалось, что они нужны только для некоторых профессий. Трудно было предположить, что скоро мы не сможем без них жить. Но очень быстро ситуация начала меняться. И вот наступил день, когда и мы купили наш первый компьютер. Сначала я подумала, что всё слишком сложно, я не верила, что смогу научиться им пользоваться. Помню, на помощь приехал наш друг, который уже давно работал программистом. Дело пошло. Но у меня никак не получалось кликнуть кнопкой мышки дважды. Рука не слушалась: а два одиночных движения не приводили к нужному результату. Ничего страшного, немного тренировки – и проблема преодолена: вот я уже кликаю дважды уверенно, автоматически, не задумываясь. Как же я была довольна собой! Но, как я теперь понимаю, я не сделала еще одного шага: не осознала, когда нужно кликать дважды, а когда только один раз. Это может показаться смешным и глупым, но я до сих пор слишком часто кликаю кнопкой мыши дважды. Неправильно сформированная привычка мешает мне самой и страшно раздражает мужскую часть моей семьи. Но это – давняя привычка,  расстаться с ней  мне сложно. Слышали высказывание: «Привычка – вторая натура»? А есть и другое на ту же тему: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Плохие привычки мешают человеку очень долго, годами. Мириться с неправильными привычками не нужно. Нужно вытеснять их правильными. Чем быстрее, тем лучше. Особенно не в моем, а в вашем возрасте.

Вернемся к русскому языку. Привычки:

  • Проверять безударные гласные в корне слова и в окончаниях существительных и прилагательных – это хорошие, правильные привычки.
  • Проверять правописание звонких и глухих согласных на конце слова и перед парными глухими и звонкими согласными – это тоже хорошая и правильная привычка.
  • Думать о значениях приставок пре-  и при-, о значениях частиц не и ни, о значении корней с чередованием гласных: мак-//мок-, равн-//ровн-  – это тоже полезная привычка.

Если правильные действия совершаются регулярно, объем тренировок достаточен, то вырабатывается автоматизм, и  действия совершаются очень быстро и легко, без всяких затруднений.

Какие мыслительные операции лежат в основе применения знаний?

Автоматизм в применении правил правописания и пунктуации невозможен, если вы не научились  нескольким мыслительным операциям. Языковой факт нужно заметить, вычленить его из потока речи. Затем его следует идентифицировать, т.е. отождествить, соотнести с другими подобными. С другой стороны, его нужно отграничить от других явлений, имеющих иную природу. 

Для примера давайте вспомним слово мышь. Вы засомневались, нужен ли на конце мягкий знак. Логика размышлений такая. Это слово, во-первых, существительное, во-вторых, важно, что оно женского рода. В существительных женского рода в отличие от слов мужского рода на конце после шипящих мягкий знак нужен: мышь, рожь, ложь. Значит, встретив слово, нужно соотнести его с другими подобными словами и  отличить их от других групп слов, нужно различать простые и сложные предложения, замечать в предложении обращения, вводные слова и другие важные для его строения явления. В жизни вы легко отличите свою маму от чужой, как бы она ни выглядела, как бы ни была одета. С такой же легкостью вам нужно уметь замечать и узнавать самые разные языковые явления, понимать их природу, знать их особенности. Другими словами, используя аналогию из жизни, вам необходимо знать, у кого  какой характер. Чтобы правильно вести себя с разными людьми, нужно понимать, кто эти люди, какие они, например отличать своих приятелей от их родителей или от учителей. Ведь вы не ждёте одинакового поведения от соседа по парте и от директора школы? Так и единицы языка. Они различны, но ведут себя по правилам, т.е. вполне предсказуемо. И если их особенности изучить, вам будет несложно найти правильный подход к каждой. Понимать, кто есть кто, что есть что и чего от каждого можно ожидать, важно и в жизни, и для языка.

Как научиться разбираться в языке?

По-настоящему понять, как устроен язык, помогают разборы. Делая разбор, вы даёте характеристики единицам языка. Давать характеристику – значит замечать особенности звука, морфемы, формы слова, предложения, разбираться в особенностях языковых единиц, выделять важные признаки - как постоянные, так и переменные. Для успешных разборов тоже нужно выработать правильные привычки.  


Когда мама одни овощи чистит, а другие только моет, она учитывает свойства овощей. Так и вы должны знать, у каких форм глагола есть число и лицо, а у каких – род и число. Нужно понимать, как и зачем изменяются разные слова русского языка, как из слов строится предложение. Видите, для того чтобы совершать правильные действия, нужны знания о языке и его единицах. Круг замкнулся. Совокупность ваших знаний, правильно сформированных навыков и умений – это уже основа языковой компетенции. Она включает ваш языковой опыт и помогает практически овладеть языком, успешно пользоваться его письменной  и устной формами. Никто не ждет от вас невозможного. Да, нужно уметь обращаться с полезной и важной информацией, нужны самоконтроль, немного дисциплины и культуры мышления. Все это совсем не помешает вам в будущей взрослой жизни. 

Писать грамотно - это немало. Грамотность всегда вызывала и сегодня вызывает уважение у людей. Предмет "Русский язык" развивает мыслительные способности, память, интеллект, дает жизненный опыт в преодолении трудностей и самих себя, некоторых негативных черт характера. "Русский язык" важен не только для школы, учителей и родителей. Прежде всего, он важен для каждого из вас.

 

 

 

Смотрите также