Что понятно ежу?

И ежу понятно - значит, понятно всем. Ведь мозг у ёжика совсем маленький, весит всего около трех граммов, и без извилин. Больше всего у ежей развита та часть мозга, которая отвечает за обоняние. Оно помогает ежам отлично ориентироваться в пространстве, находить еду и вовремя чувствовать опасность. И ежу понятно - образное устойчивое выражение. В нём, как и в других подобных высказываниях, а также поговорках и пословицах сконцентрировано представление людей об окружающем мире, его устройстве и многих важных житейских правилах. И ежу понятно - значит, понятно всем, каждому. Давайте и поговорим о том, что, казалось бы, всем понятно, но иногда так не хочется понимать.

 

И ежу понятно:

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Под лежачий камень вода не течет.

Эти и многие другие пословицы, поговорки, присказки учат людей не лениться, не бездействовать, трудиться. Действительно, можно ли ожидать успехов в деле, если вы не уделяете ему внимания, не посвящаете необходимого времени, не прикладываете усилий? Причём не время от времени, а постоянно, регулярно. Такого отношения ждёт от вас учёба.

Но не всегда же хочется работать! Бывает и по-другому. Да-да, согласна, случается, хочется полениться.
Думаете, я скажу вам, что лениться нехорошо? Не скажу, потому что вы и сами это понимаете.
Я скажу по-другому: - Хотите полениться? На здоровье!
Только сначала советую решить, сколько времени этому занятию вы можете посвятить. Если всякий раз, собираясь увильнуть от работы, ты подумаешь о том, сколько дел тебе предстоит сделать, какие из них важные, неотложные, сколько времени они потребуют, то тебе будет ясно, какую его часть можно посвятить ничегонеделанию. К примеру, у тебя много дел, как говорят, по горло, - тогда не тяни время, приступай к лени быстро и энергично. Ленись с удовольствием, но не долго: минут 10-15. А потом - за дела! Иногда можно без всяких неприятных последствий полениться и полчаса, и час, и два. Но потом нужно суметь собраться, сосредоточиться и восполнить упущенное время качеством работы. Поленился полчаса - старайся вдвойне, час - втройне. Если ты будешь поступать, как я советую, то постепенно научишься  отдавать себе отчёт в причинах и следствиях своих решений и поступков, ты научишься чувствовать, как идёт время, и будешь принимать решения осознанно. Если дела планировать и этому плану следовать, то скоро обнаружится, что гораздо меньше времени утекает у тебя сквозь пальцы. Понимаешь, цель не в том, чтобы учиться 24 часа в сутки. Цель - успевать всё: и хорошо учиться, и хорошо отдыхать. Кто много успевает, тот как бы обманывает время. Я это поняла очень давно, ещё когда училась в школе. И ни разу у меня не было неприятностей из-за лени, хотя и я, бывает, ленюсь.

Другое дело, если ты относишься к лени бессознательно. Это уже страшно, потому что так не долго превратиться в её раба. Если лениться постоянно, то перестанешь получать от этого удовольствие. Будешь просто как лежачий камень. Тогда уж не удивляйся: и дела твои будут в запущенном состоянии, и тебе радости никакой. Потому что всё познаётся в сравнении. Проведи опыты. Возьми три чашки. Налей в одну холодную воду, в другую горячую (не кипяток - осторожно, не обожгись!), а в третью тёплую. Если затем опукать в эти чашки пальцы рук, то почувствуешь, что после холодной воды тёплая кажется теплее, чем после горячей. То есть сравнение показывает наши ощущения особенно ярко, отчётливо. 

И ежу понятно:

Не спеши языком, торопись делом.
Не говори "гоп", пока не перепрыгнешь.

У некоторых ребят, как, например, у Ивана, моего ученика,  другая проблема. Любит он бахвалиться. Еще и не сделает ничего, а уже хвастается тем, как у него всё хорошо получится. Но знаешь, чем выстлана дорога в ад? Правильно, добрыми намерениями. Так часто в жизни люди хотят сделать что-то хорошее, но не доводят дело до конца, бросают его незаконченным. Они успокаиваются раньше, чем получат результат. Такая тактика ошибочна. Никогда им не стать победителями. Поэтому не хвастайся. А лучше делай своё дело. И поверь: будет кому тебя за него похвалить. И похвала эта будет гораздо приятнее, чем твоё собственное пустое бахвальство. Что толку рассуждать: я могу то, я могу это... А знаете, как я могу... Можешь - делай. Люди всегда судят не по словам, а по делам.      

Но самое сложное положение у ребят, которые думают: это я сегодня так сделаю, а завтра или в понедельник всё будет по-другому. То есть я сейчас поленюсь, а уж с понедельника возьмусь за голову. Или: перестану хвастаться, бахвалиться и надуваться как мыльный пузырь. Нетушки! Может и не получиться ничего. Ведь говорят же:

посеешь поступок, пожнёшь привычку, посеешь привычку, пожнешь характер, посеешь характер, пожнёшь судьбу.

Не хочешь обижаться на судьбу и считать себя невезучим, неудачником, человеком хуже других? Тогда контролируй себя. Анализируй причины и следствия. Принимай решения не потому что тебе так хочется, здесь и сейчас, а потому что обстоятельства позволяют тебе так поступить.
И не забудь, что

И ежу понятно:

Делу время, а потехе - час.
Кончил дело - гуляй смело! 

  1. Как ты поступишь, если нужно делать уроки, а тебе не хочется за них приниматься?

    • не будешь их делать вообще 0 очков
    • отложишь на потом 10 очков
    • несмотря ни на что, сядешь их делать, но работать будешь долго, лениво, без всякого удовольствия 20 очков
    • настроишь себя на активную и качественную работу и примешься за дела с прекрасным настроением - 50 очков
  2. Что ты скажешь, если нужно делать то, что не хочется, но надо?

    • не буду это делать, пусть лучше потом у меня будут неприятности - 0 очков
    • надо браться за работу, хотя и не хочется: ненавижу этим заниматься 10 очков
    • отложу на потом: когда-нибудь этим займусь, а сейчас мне неохота - 0 очков
    • надо быстро настроиться на дело, сделать его получше, а потом можно будет отдохнуть 50 очков
  3. Как ты обычно поступаешь, если у тебя есть домашние задания по двум предметам: одному - трудному для тебя, а второму легкому

    • легкое задание делаешь, а трудное нет 0 баллов
    • делаешь оба задания, начинаешь с трудного 50 баллов
    • делаешь оба задания, но лёгкое с удовольствием, а трудное потом, с плохим настроением 10 баллов
    • сначала делаешь оба задания, а потом дополнительно занимаешься тем предметом, который даётся тебе хуже 100 очков
  4. Веришь ли ты, что нелюбимый предмет может стать любимым, как только ты начнешь в нём разбираться?

    • да 50 очков
    • нет 0 очков
  5. Приходилось ли тебе раньше делать усилие над собой, преодолевать свою пассивность, нежелание, неохоту делать что-либо? Если да, то понравился ли тебе этот опыт?

    • нет, я всегда подчиняюсь своему настроению, я не умею его менять 0 очков
    • да, я знаю, что если перебороть себя и начать действовать, то настрой меняется и ситуация меняется к лучшему 100 баллов

Результаты тестирования:

  • от 0 очков до 31 очков

    И ежу понятно: пока ты ищешь не оптимальные, а самые лёгкие пути в жизни. Жаль. Пора понять, что у любого следствия есть причины. Не хочешь неприятных последствий, принимай все решения осознанно и ответственно. Сможешь избежать массы неприятностей.

  • от 32 очков до 171 очка

    И ежу понятно: нельзя сказать, что ты вообще ничего не понимаешь в жизни. Но вместе с тем тебе пока не хватает характера, чтобы противостоять трудностям. Поверь, твоя ситуация с учёбой быстро изменится к лучшему, если ты перестанешь плыть по течению и начнёшь действовать решительнее, ответственнее. Сейчас тебе не хватает собранности, целеустремлённости и решительности.

  • от 82 очков до 350 очков

    И ежу понятно, что ты молодец! Успехов тебе и в учёбе, и в жизни!