Чему на самом деле учат в школе? Задания на списывание

Каждому ясно, что списывать с учебника – это одно, а писать самому – совсем другое. Поговорите с детьми и узнаете, что они думают на этот счет. Одна девочка объяснила мне так:

При списывании трудно следить, чтобы взгляд не перескакивал на другое слово или другую строчку. Нужно все время смотреть и в учебник, и в тетрадь. Если упражнение длинное, то очень трудно, потому что устаешь. А когда пишешь сам, то интересно и не устаешь. Я люблю писать сама, но делаю много ошибок. Потому что я думаю, о чем писать, а не о том, чтобы писать слова без ошибок. Когда главное – мысли, то я уже меньше обращаю внимания на все остальное. Когда пишешь сам, голова работает, а когда списываешь – нет, можно думать о чем-нибудь еще.

Все правильно. Списывание требует внимания, кратковременной зрительной памяти и усидчивости, а настоящее письмо — знаний, навыков и умений, долговременной памяти и мышления. Поэтому при списывании голова не работает, а при письме — еще как!

Теперь давайте разберемся, чему учат детей в курсе русского языка в школе: писать или списывать. Авторы учебников и учителя думают, что они учат писать. А на самом деле?


В учебниках для малышей заданий на списывание меньше всего, в среднем около 50%.  Первоклассники многие задания выполняют устно: отгадывают загадки, работают с картинками, сравнивают слова, ставят ударения, делят слова на слоги… С каждым классом процент заданий на списывание растет.

Иногда авторы хитрят и вместо задания Спишите… вы увидите Запишите, но это задание все равно предполагает списывание.

Вот пример из учебника: Л.Д. Митюшина, Е.А. Хамраева. Русский язык. 4 класс. Ч. 2. М.: Дрофа, 2009. Тираж 2000 экз. С. 135. Задание 3.


Задания могут звучать по-разному, но действие предполагается одно и то же: Спишите… Запишите… Напишите… Перепишите… Авторы просто прикрываются разными словами.

Вы можете возразить: как же так? Напишите – это значит сами напишите! Необязательно. Это зависит от автора. Посмотрите примеры:

 

Л.Д. Митюшина, Е.А. Хамраева. Русский язык. 4 класс. Ч. 1. М.: Дрофа, 2009. Тираж 2000 экз. С. 127. Задание 18.


Т.Г. Рамзаева. Русский язык: Учебник для 4 класса. Ч. 1. Изд. 13-е. М.: Дрофа, 2008. Тираж 70000 экз. С. 71. Задание 129.


И задание Выпиши из текста предложения, выделенные цветом  - это то же самое, что спишите, потому что подразумевает обычное списывание.

Учебники для средней школы строятся так. 10–20 страниц – тексты и устные задания. А уже с 21-й страницы опять: спиши текст и так до конца учебника, иногда, правда, с некоторыми вариациями. Вот пример: Б.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева. Русский язык. 7 класс. М.: Баласс, 2009. Тираж 11000 экз.  С. 21–36. Раздел «Простое и сложное предложение».

 Из 40 упражнений 18 — упражнения на списывание, 5 диктантов, которые 80% ребят просто перепишут в тетрадки из учебника (как вообще можно давать ребенку задание: напиши под диктовку? кто ему будет диктовать? не у всех же взрослые дома!), 6 — анализ разборов предложений, 11 заданий разного типа, в том числе и творческих.

Но не только количественные параметры будем иметь в виду. Важны и временные затраты. Упражнения на списывание самые объемные. Во многих учебниках для 6—7-х классов, например, их объем примерно 900–1000 знаков (включая пробелы). А для 8—9-х классов тексты для списывания еще длиннее, иногда до полутора страниц, набранных мелким шрифтом. Сравните временные затраты на выполнение двух заданий, стоящих рядом в одном учебнике: В.В. Бабайцева, Л.Д. Бернарская. Русский язык. Сборник заданий. 8—9 классы. Изд. 7-е. М.: Дрофа, 2009. Тираж 3000 экз. С. 121.


На какое задание у ребенка уйдет больше времени и труда: на 294-е или на 295-е? Нет, не подумайте неправильно, авторы могут давать разные задания: и трудные, и легкие, и большие, и маленькие… Я привожу этот весьма характерный пример для того, чтобы вы не ждали от меня точных чисел, вы же сами видите, что простой подсчет количества заданий в данном случае неэффективен.

Множество авторов, разные учебники… Но по-прежнему, как и 45—50 лет назад, львиную долю времени дети тратят на задания, подразумевающие списывание текста или предложений из учебника. Помните, что сказал ребенок? При выполнении таких заданий голова не работает

Ситуация, как на азиатском рынке: много всего, всё ярко, броско, но качественный, добротный товар еще поискать надо. Хотя это не означает, что он вообще не существует. Но это уже тема для другого разговора.

P.S.

Один скептик спросил меня:

— А может, полезно учиться именно списывать? Может, и списывание пригодится? Например, потом в вузе, скажем, надо уметь быстро переписывать материал из учебников, писать конспекты, шпаргалки и т.д.?

Отвечаю. Списывание как таковое в жизни встречается довольно редко, особенно сегодня, когда мы пользуемся компьютерами, копирами, сканерами, факсами, электронными книгами и прочими гаджетами. Когда в любых телефонах есть камеры, диктофоны и записные книжки.  Даже первоклассник сегодня не будет переписывать расписание уроков с доски, а сделает фотографию и будет открывать ее, когда захочет.

Конспектировать, конечно, важное умение. Но оно не означает механическое переписывание. Конспектирование — это работа головой, ты перерабатываешь информацию, отбираешь необходимую для себя и, кратко формулируя, записываешь, т.е. ты не копируешь текст, а создаешь свой. Просто переписывать куски текста будет тот, кто как раз писать не научился, а переписывать — пожалуйста… Еще заметнее это со шпаргалками. Хорошие шпаргалки получаются далеко не у всех, а самые лучшие — у того, кто умеет хорошо работать с информацией и хорошо пишет сам: формулирует кратко, четко, ясно. И в конспектах, и в шпаргалках много личного. По своим конспектам и шпаргалкам отвечать легко, а по чужим трудно. Оба жанра —результат мыслительной работы, а не механического списывания. Поэтому кто видит свою шпаргалку, сразу вспоминает гораздо больший объем информации, чем в ней содержится. Эти жанры придуманы для того, чтобы запоминать информацию, предварительно её проработав.