Нужно ли помогать детям?

Нужно ли помогать детям? Для некоторых этот вопрос звучит примерно так же риторически, как и любые другие возможные вопросы слишком общего содержания: Нужно ли кормить детей, поить, одевать, воспитывать? - Естественно, - скажет каждый.

А если немного детализировать формулировку: Нужно ли помогать детям в учебе? На этот вопрос люди уже ответят по-разному. Я знаю. Я проверяла и не удивляюсь тому, что по этому поводу можно услышать диаметрально противоположные мнения. Понятно, семейные традиции весьма разнообразны. Бывает, и в одной семье нет согласия. Далеко ходить за примерами не нужно. Взять хотя бы семью, в которой выросли мой муж и его старший брат. Их отец всегда подчеркивал, что всего в жизни добился сам, и по этой причине считал абсолютно излишним помогать сыновьям в чем бы то ни было. Таковы были его принципы. А мама, мечтавшая дать детям хорошее образование, была готова для этого на любые жертвы. В течение нескольких лет она, преподаватель английского языка, работала на две ставки, соглашалась на любую подработку, буквально во всем себе отказывала, чтобы оплачивать ребятам занятия с репетиторами. Это были ее принципы, благодаря которым сыновья получили прекрасное образование, интересные творческие профессии, смогли реализоваться в жизни. Естественно, на наш вопрос, как, впрочем, и на все другие вопросы, каждый отвечает сам исходя из своего жизненного опыта, своей картины мира и своих собственных принципов. Мне же хочется совсем немногого – чтобы ваш выбор был сделан осознанно.

Я не знаю вас, не могу даже представить себе, каковы ваши убеждения. Поэтому подискутировать не получится… Но я могу и хочу обратить ваше внимание на некоторые аспекты проблемы.

Начнем с аксиомы: дети не растут без болезней.


А что делает ребенок школьного возраста, когда заболевает? Правильно, пропускает уроки в школе. Но программы по русскому языку составлены так, что на каждом или почти на каждом уроке изучается новый материал. А уроки русского языка проводятся почти ежедневно. Даже из-за банального ОРЗ ребенок может пропустить 10-12-14 дней. Это в зависимости от расписания - 8–10 уроков. А если ребенок много болеет? Что тогда? Познакомьтесь с историей Елены и ее старшего сына Захара. Истории из жизни. История Елены и ее старшего сына Захара

Может ли ребенок самостоятельно изучить материал, который он пропустил в школе? Не сделает ли это ребенка самостоятельнее? Убеждена: нет. Попробую объяснить свою точку зрения.

Какие источники знания есть в распоряжении ребенка? Чаще всего, школьный учебник. Не надо иллюзий относительно качества школьных учебников. Сомневающихся прошу внимательно просмотреть рубрику "Преступления против здравого смысла"

Поверьте, в мои цели не входит очернить авторов. Но я искренне не понимаю, почему наши дети должны учиться по таким учебникам.

Далее, большинство учебников представляют теорию таким образом, что без объяснений учителя материал недоступен пониманию ребенка. Вы видели хотя бы один учебник, в котором теория излагалась бы просто и ясно, структурированно и наглядно, логично? Я нет. Зато всю постоянно отвечаю на вопросы друзей и знакомых, которые пытаются понять, что именно нужно знать их болеющим детям… А заодно и выслушиваю комментарии относительно низкого обучающего потенциала учебников русского языка и невыносимой трудности самого предмета. Вот, кстати, совсем недавно звонит приятель. Обычный разговор: как дела, что новенького… Для справки: семья из четырех человек. Мама работает в газете. Папа – арт-директор дизайнерского бюро. Заметим, родители окончили МВТУ им. Баумана, но это было давно, время внесло свои коррективы в их судьбы. Люди замечательные, творческие, с разнообразными интересами. Старшая дочка – психолог, работает по специальности. А Илья, младший, учится в школе в 5-м классе. С русским не очень. Семье не все равно. Как могут, помогают. В разговоре со мной папа бросает: "Мы ведь с Ленкой технари… Нам самим с русским трудно. Мы понимаем, что логику искать глупо… Сам язык – это что-то огромное, аморфное и нелогичное. Наверное, поэтому и учебники такие – вязкие… Я сажусь за учебник, думаю, сейчас я во всем разберусь. Тоже мне проблема – учебник для 5-го класса… Но ничего не понимаю: все из отдельных кусков, никакой логики!" И это взрослый человек, с высшим образованием, думающий, освоивший самостоятельно, наверное, все существующие компьютерные программы… Словом, не дурак, отнюдь… Чего же ждать от детей? Кстати, знаете, как я удивила его в этом разговоре? Я твердо и убежденно возразила, что язык – это не что-то, как он думает, аморфное и нелогичное, а красивая и стройная структура и весьма логичная система. Что организован язык как структура, а функционирует как система. Просто этого нельзя заключить исходя из школьных учебников.

Но вернемся к бедному заболевшему ребенку. Да, он честно дозвонится до одноклассников, узнает, что задано на дом. Спишет с учебника очередной текст… Но будет ли толк? Упражнением больше, упражнением меньше… Главное при этом то, что ребенок не может осознать, что в его знаниях образовался пробел. Ведь у него нет целостной картины, без которой самому заметить пробелы невозможно. Представьте себе пазл, уже собранный. Если в нем не хватает одной или двух частичек, это сразу бросится в глаза. А если вы только начали собирать картинку, то недостающей частички можно и не заметить. Но пазл – это игра. И у вас есть великолепная подсказка – картинка на коробке. То есть вы знаете, что должно получиться в результате. А ребенок не представляет себе, какие знания у него должны быть и в каком объеме. Ведь многие темы изучаются во всех классах. Возникает ощущение: а-а-а! Это что-то знакомое. И ничто не служит сигналом: -Осторожно! На пути яма! Ямы на пути – это пробелы в знаниях, неправильно сформированные навыки и умения. Сегодня редко какой учитель оставит болевшего ребенка после уроков на дополнительные занятия, как это было заведено в моем детстве. Прагматизм и безразличие все больше овладевают миром.

Недавно я познакомилась с Иваном. Иван — шестиклассник. По русскому сплошные двойки.
Думаете, у учительницы болит душа об этом ребенке? К сожалению, нет! С классом Ивана она работает уже почти два года. Иван единственный, кто пришел в эту школу в 5-й класс. Учительница не может не понимать, что пробелы в знаниях Ивана появились ещё в начальной школе, что проблемы мальчишки – брак в работе ее коллеги, учившей Ивана первые четыре года. Как сделать, чтобы отстающий от других ребят ученик не мешал? Учительница пересаживает его на последнюю парту. С глаз долой - из сердца вон! Такая вот тактика обучения. А растерянной маме говорится: "Вы видите, какой у него уровень? Он у вас хуже всех!" Вот так, не сомневаясь, на человеке поставлен крест… Кем? Специалистом. Учителем. Я не считаю, что все учителя такие же. Я далека от мысли, что таких большинство. Но их достаточно много: примеров человеческой и профессиональной недобросовестности учителей масса.

Но всё, о чем говорилось выше, не главное. А главное – это жизнь семьи и ваши взаимоотношения с ребёнком. Ваш ребёнок – это на всю жизнь. И если вам сегодня из-за занятости, взрослых проблем и забот, нездоровья и хронической нехватки времени некогда вникнуть в причины затруднений, переживаемых ребёнком, завтра будет поздно. И дело не в том, что упущенное трудно наверстать. Я сейчас о другом. Подрастая, ребята начинают нуждаться в свободе. Отчуждение в отношениях с родителями - естественный процесс, необходимый для формирования свободного человека, его взросления. Но… отчуждение не должно развиваться на почве взаимного непонимания и недоверия, обид и конфликтов, на почве завышенной требовательности и родительских амбиций или, напротив, равнодушия и невнимания. Такое отчуждение непреодолимо в будущем.

Не позволяйте школьным неудачам влиять на ваши отношения с ребёнком. Не вставайте в позу обвинителя. Это недальновидно и неплодотворно. В результате вы получите лишь защитные реакции, спектр конкретных проявлений которых весьма богат и зависит от индивидуальности ребёнка. Дети имеют право на ошибки и не только по русскому языку.

Будьте в курсе дел, проблем, успехов и неудач своих детей. Сопереживайте им, поддерживайте их. Не будьте равнодушными, ленивыми, незаинтересованными, пассивными, бездеятельными. И старайтесь видеть в своем ребёнке личность. Тогда вопрос, нужно ли помогать детям, решится сам собой. Вы легко почувствуете, когда именно нужна ваша помощь. А теперь давайте спросим себя по-другому. Нужно ли вообще помогать людям, когда они нуждаются в вашей помощи? Особенно если это в ваших силах? Особенно если эти люди – ваши дети?

В заключение хочу выразить твердую уверенность: ОБЯЗАТЕЛЬНО!

P.S. Подискутировать на предложенную тему все же пришлось.

Прочитав этот материал, сын сказал: "Тебя не поймут. Вот так во всём помогать?! А может, ещё за них все домашние задания делать? Ведь любые элементы учебного процесса в школе – это некие трудности, которые ребёнок должен преодолеть, и некая работа, которую он должен сделать. Что, нужно садиться и делать всё вместе с ним или за него? Ты ничего не говоришь в этой статье, как помогать".

Отвечаю. Конечно, речь не идет о потакании лени и безответственности. Перечитайте мою статью. В ней нет об этом ни слова. Мы рассуждаем о том, что помощь бывает необходима для восполнения знаний, недополученных по самым разным причинам. Речь шла о том, чтобы родители не обольщались, не надеялись только на школьное обучение и не исключали эту сферу жизни ребёнка из своих жизненно важных интересов.

Смотрите также