Первые шаги - подготовительные задания

Тема: Различение изменяемых и неизменяемых слов.

Прочитай текст и выполни задания.

Анализируя ошибки в поведении людей, психологи заметили, что многие, начиная общение, не осознают, что в его основе лежит взаимопонимание.(1) Часто человеком движет единственная цель – быть услышанным.(2) «Таково мое мнение!» - вот что чаще всего стремятся выразить люди.(3) Но выражение своего мнения – это еще не общение.(4) Уверены ли вы, что вас действительно слушают?(5) Понимают ли вас при этом?(6) Хотят ли понять?(7) 


Задание 1. Найди в предложении изменяемые слова и поставь их в начальную форму.

Предложение 1:  

Анализируя ошибки в поведении людей, психологи заметили, что многие, начиная общение, не осознают, что в его основе лежит взаимопонимание.

Ответ: 

Изменяемые слова: анализируя, ошибки, поведении, людей, психологи, заметили, многие, начиная, общение, осознают,основе, лежит, взаимопонимание
Начальная форма: анализировать, ошибка, поведение, люди, психолог, заметить, многие, начинать, общение, осознавать,  основа, лежать, взаимопонимание  

 

Задание 2. Найди в предложении изменяемые слова и поставь их в начальную форму.

Предложение 2: 

Часто человеком движет единственная цель – быть услышанным.

Ответ:

Изменяемые слова: человеком, движет, единственная цель, быть, услышанным 
Начальная форма: человек, двигать, единственный, цель, быть, услышать  

 

Задание 3. Найди в предложении изменяемые слова и поставь их в начальную форму.

Предложение 3: 

«Таково мое мнение!» - вот что чаще всего стремятся выразить люди.

Ответ:

Изменяемые слова: таково, моё, мнение,  всего, стремятся, выразить, люди
Начальная форма: таков, мой, мнение, всё, стремиться, выразить, люди

 

Задание 4. Найди в предложении изменяемые слова и поставь их в начальную форму.

Предложение 4:

Но выражение своего мнения – это еще не общение.

Ответ:

Изменяемые слова: выражение, своего, мнения, общение
Начальная форма: выражение, свой, мнение, общение

 

Задание 5. Найди в предложении изменяемые слова и поставь их в начальную форму.

Предложение 5:

Уверены ли вы, что вас действительно слушают? 

Ответ:

Изменяемые слова: уверены, вы, вас , слушают
Начальная форма: уверенный, вы, вы, слушать; 

 

Задание 6. Найди в предложении изменяемые слова и поставь их в начальную форму.

Предложение 6: 

Понимают ли вас при этом?

Ответ:

Изменяемые слова: понимают, вас, этом
Начальная форма: понимать, вы, это

 

Задание 7. Найди в предложении изменяемые слова и поставь их в начальную форму.

Предложение 7: 

Хотят ли понять?

Ответ:

Изменяемые слова: хотят, понять
Начальная форма: хотеть, понять.

 

Тема: Определение основы слова.

Задание 1. Определи основу слов:

1) рассказчик, 2) облако, 3) водица, 4) водиться, 5) открываться

Ответ:

1) рассказчик, 2) облако, 3) водица,4) водиться, 5) открываться

 

Задание 2. Определи основу слов:

1) четыреста, 2) сверхмодный, 3) поделить, 4) пятилетний, 5) петь

Ответ:

1) четыреста, 2) сверхмодный, 3) поделить, 4) пятилетний, 5) петь

 

Задание 3. Определи основу слов:

1) беречь, 2) такси, 3) автомотоклуб, 4) мимоходом, 5) конкретизировать

Ответ:

1) беречь, 2) такси, 3) автомотоклуб, 4) мимоходом, 5) конкретизировать 

 

Задание 4. Определи основу слов:

1) поигрывать, 2) гербарий, 3) поведение, 4) радио, 5) радировать

Ответ:

1)  поигрывать, 2) гербарий, 3) поведение – корректнее: поведе[н'ий'э], 4) радио, 5)   радировать

 

Задание 5. Определи основу слов: 

1) домовладелец, 2)ТЮЗ, 3) вуз, 4) развеселиться, 5) обрадоваться

Ответ:

1) домовладелец, 2) ТЮЗ, 3) вуз, 4) развеселиться, 5) обрадоваться 

 

 

Тема: Подбор к словам парных слов с производящей основой. 

Внимание:

Помни, слова, к которым их подобрать невозможно, непроизводные.

Задание 1. Подбери к словам парные слова с производящей основой.

Слова:
1) рассказчик, 2) облако, 3) водица, 4) водиться, 5)открываться

Ответ:

рассказчик ← рассказ
облако ← нет, непроизводное слово
водица ← вода
водиться ← водить
открываться ← открывать

 

Задание 2. Подбери к словам парные слова с производящей основой.

Слова:
1) четыреста, 2) сверхмодный, 3) поделить, 4) пятилетний, 5) жечь

Ответ:

четыреста ← четыре, сто
сверхмодный ← модный
поделить ← делить
пятилетний ← пять, лета´ (мн.ч. от слова год)
жечь ← нет, непроизводное слово

 

Задание 3. Подбери к словам парные слова с производящей основой.

Слова:
1) беречь, 2) такси, 3) автомотоклуб, 4) мимоходом, 5) конкретизировать

Ответ:

беречь ← нет, непроизводное слово
такси ← нет, непроизводное слово
автомотоклуб ← автомобиль, мотоцикл, клуб
мимоходом ← мимо, ход
конкретизировать ← конкретный

 

Задание 4. Подбери к словам парные слова с производящей основой.

Слова:
1) поигрывать, 2) гербарий, 3) поведение, 4) радио, 5) радист

Ответ:

поигрывать ← игрывать
гербарий ← нет, непроизводное слово
поведение - корректнее: поведе[н'ий'э]← нет, непроизводное слово
радио ← нет, непроизводное слово
радист ← радио

 

Задание 5. Подбери к словам парные слова с производящей основой.

Слова:
1) домовладелец, 2) ТЮЗ, 3) вуз, 4) развеселиться, 5) обрадоваться

Ответ: 

домовладелецдом, владелец
ТЮЗ театр, юный, зритель
вузвысший, учебный, заведение - корректнее: заведе[н'ий'э]; высший, а не н.ф.: высокий, поскольку именно превосходная форма использована в названии "высшее учебное заведение"
развеселитьсявеселиться
обрадоватьсяобрадовать или радоваться (верны оба варианта, т.к. у слова две словообразовательные структуры) 

 

 

Тема: Определение способа словообразования.

Задание 1.  Определи способ словообразования.

Используй цифры для обозначения:
1) сложение - 1,
2) сращение - 2,
3) сокращение основы - 3, 
4) аббревиация - 4,
5) переход в другую часть речи - 5.

Слова:
1) столовая, 2) радиостанция, 3) равноправный, 4) МГУ, 5) мороженое

Ответ:

столовая – 5 (от прил.: столовый)
радиостанция – 1
равноправный – 1
МГУ – 4 (от Московский государственный университет)
мороженое – 5 (от прил.: мороженый)

 

Задание 2.  Определи способ словообразования.

Используй цифры для обозначения:
1) сложение - 1, 
2) сращение - 2, 
3) сокращение основы - 3, 
4) аббревиация - 4, 
5) переход в другую часть речи - 5.

Слова:
1) больной, 2) пятидневка, 3) зам, 4) лесотундра, 5) водостойкий  

Ответ:

больной – 5 (от прил.: больной)
пятидневка – 1
зам – 3
лесотундра – 1
водостойкий – 1

 

Задание 3.  Определи способ словообразования.

Используй цифры для обозначения:
1) сложение - 1, 
2) сращение - 2, 
3) сокращение основы - 3, 
4) аббревиация - 4, 
5) переход в другую часть речи - 5.

Слова:
1) быстрорастворимый, 2) долгоиграющий, 3) зав, 4) учительская, 5) РФ

Ответ:

быстрорастворимый – 2
долгоиграющий – 2
зав – 3
учительская – 5 (от прил.: учительский)
РФ – 4
Большой (в значении: Большой театр) – 5 (от прил.: большой)

 

Смотрите также