Первые шаги - подготовительные задания
В данной статье:
Тема: Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Прочитай текст и выполни задания.
Анализируя ошибки в поведении людей, психологи заметили, что многие, начиная общение, не осознают, что в его основе лежит взаимопонимание.(1) Часто человеком движет единственная цель – быть услышанным.(2) «Таково мое мнение!» - вот что чаще всего стремятся выразить люди.(3) Но выражение своего мнения – это еще не общение.(4) Уверены ли вы, что вас действительно слушают?(5) Понимают ли вас при этом?(6) Хотят ли понять?(7)
Задание 1. Найди в предложении изменяемые слова и поставь их в начальную форму.
Предложение 1:
Анализируя ошибки в поведении людей, психологи заметили, что многие, начиная общение, не осознают, что в его основе лежит взаимопонимание.
Ответ:
Изменяемые слова: анализируя, ошибки, поведении, людей, психологи, заметили, многие, начиная, общение, осознают,основе, лежит, взаимопонимание
Начальная форма: анализировать, ошибка, поведение, люди, психолог, заметить, многие, начинать, общение, осознавать, основа, лежать, взаимопонимание
Задание 2. Найди в предложении изменяемые слова и поставь их в начальную форму.
Предложение 2:
Часто человеком движет единственная цель – быть услышанным.
Ответ:
Изменяемые слова: человеком, движет, единственная цель, быть, услышанным
Начальная форма: человек, двигать, единственный, цель, быть, услышать
Задание 3. Найди в предложении изменяемые слова и поставь их в начальную форму.
Предложение 3:
«Таково мое мнение!» - вот что чаще всего стремятся выразить люди.
Ответ:
Изменяемые слова: таково, моё, мнение, всего, стремятся, выразить, люди
Начальная форма: таков, мой, мнение, всё, стремиться, выразить, люди
Задание 4. Найди в предложении изменяемые слова и поставь их в начальную форму.
Предложение 4:
Но выражение своего мнения – это еще не общение.
Ответ:
Изменяемые слова: выражение, своего, мнения, общение
Начальная форма: выражение, свой, мнение, общение
Задание 5. Найди в предложении изменяемые слова и поставь их в начальную форму.
Предложение 5:
Уверены ли вы, что вас действительно слушают?
Ответ:
Изменяемые слова: уверены, вы, вас , слушают
Начальная форма: уверенный, вы, вы, слушать;
Задание 6. Найди в предложении изменяемые слова и поставь их в начальную форму.
Предложение 6:
Понимают ли вас при этом?
Ответ:
Изменяемые слова: понимают, вас, этом
Начальная форма: понимать, вы, это
Задание 7. Найди в предложении изменяемые слова и поставь их в начальную форму.
Предложение 7:
Хотят ли понять?
Ответ:
Изменяемые слова: хотят, понять
Начальная форма: хотеть, понять.
Тема: Определение основы слова.
Задание 1. Определи основу слов:
1) рассказчик, 2) облако, 3) водица, 4) водиться, 5) открываться
Ответ:
1) рассказчик, 2) облако, 3) водица,4) водиться, 5) открываться
Задание 2. Определи основу слов:
1) четыреста, 2) сверхмодный, 3) поделить, 4) пятилетний, 5) петь
Ответ:
1) четыреста, 2) сверхмодный, 3) поделить, 4) пятилетний, 5) петь
Задание 3. Определи основу слов:
1) беречь, 2) такси, 3) автомотоклуб, 4) мимоходом, 5) конкретизировать
Ответ:
1) беречь, 2) такси, 3) автомотоклуб, 4) мимоходом, 5) конкретизировать
Задание 4. Определи основу слов:
1) поигрывать, 2) гербарий, 3) поведение, 4) радио, 5) радировать
Ответ:
1) поигрывать, 2) гербарий, 3) поведение – корректнее: поведе[н'ий'э], 4) радио, 5) радировать
Задание 5. Определи основу слов:
1) домовладелец, 2)ТЮЗ, 3) вуз, 4) развеселиться, 5) обрадоваться
Ответ:
1) домовладелец, 2) ТЮЗ, 3) вуз, 4) развеселиться, 5) обрадоваться
Тема: Подбор к словам парных слов с производящей основой.
Внимание:
Помни, слова, к которым их подобрать невозможно, непроизводные.
Задание 1. Подбери к словам парные слова с производящей основой.
Слова:
1) рассказчик, 2) облако, 3) водица, 4) водиться, 5)открываться
Ответ:
рассказчик ← рассказ
облако ← нет, непроизводное слово
водица ← вода
водиться ← водить
открываться ← открывать
Задание 2. Подбери к словам парные слова с производящей основой.
Слова:
1) четыреста, 2) сверхмодный, 3) поделить, 4) пятилетний, 5) жечь
Ответ:
четыреста ← четыре, сто
сверхмодный ← модный
поделить ← делить
пятилетний ← пять, лета´ (мн.ч. от слова год)
жечь ← нет, непроизводное слово
Задание 3. Подбери к словам парные слова с производящей основой.
Слова:
1) беречь, 2) такси, 3) автомотоклуб, 4) мимоходом, 5) конкретизировать
Ответ:
беречь ← нет, непроизводное слово
такси ← нет, непроизводное слово
автомотоклуб ← автомобиль, мотоцикл, клуб
мимоходом ← мимо, ход
конкретизировать ← конкретный
Задание 4. Подбери к словам парные слова с производящей основой.
Слова:
1) поигрывать, 2) гербарий, 3) поведение, 4) радио, 5) радист
Ответ:
поигрывать ← игрывать
гербарий ← нет, непроизводное слово
поведение - корректнее: поведе[н'ий'э]← нет, непроизводное слово
радио ← нет, непроизводное слово
радист ← радио
Задание 5. Подбери к словам парные слова с производящей основой.
Слова:
1) домовладелец, 2) ТЮЗ, 3) вуз, 4) развеселиться, 5) обрадоваться
Ответ:
домовладелец ← дом, владелец
ТЮЗ ← театр, юный, зритель
вуз ← высший, учебный, заведение - корректнее: заведе[н'ий'э]; высший, а не н.ф.: высокий, поскольку именно превосходная форма использована в названии "высшее учебное заведение"
развеселиться ← веселиться
обрадоваться ←обрадовать или радоваться (верны оба варианта, т.к. у слова две словообразовательные структуры)
Тема: Определение способа словообразования.
Задание 1. Определи способ словообразования.
Используй цифры для обозначения:
1) сложение - 1,
2) сращение - 2,
3) сокращение основы - 3,
4) аббревиация - 4,
5) переход в другую часть речи - 5.
Слова:
1) столовая, 2) радиостанция, 3) равноправный, 4) МГУ, 5) мороженое
Ответ:
столовая – 5 (от прил.: столовый)
радиостанция – 1
равноправный – 1
МГУ – 4 (от Московский государственный университет)
мороженое – 5 (от прил.: мороженый)
Задание 2. Определи способ словообразования.
Используй цифры для обозначения:
1) сложение - 1,
2) сращение - 2,
3) сокращение основы - 3,
4) аббревиация - 4,
5) переход в другую часть речи - 5.
Слова:
1) больной, 2) пятидневка, 3) зам, 4) лесотундра, 5) водостойкий
Ответ:
больной – 5 (от прил.: больной)
пятидневка – 1
зам – 3
лесотундра – 1
водостойкий – 1
Задание 3. Определи способ словообразования.
Используй цифры для обозначения:
1) сложение - 1,
2) сращение - 2,
3) сокращение основы - 3,
4) аббревиация - 4,
5) переход в другую часть речи - 5.
Слова:
1) быстрорастворимый, 2) долгоиграющий, 3) зав, 4) учительская, 5) РФ
Ответ:
быстрорастворимый – 2
долгоиграющий – 2
зав – 3
учительская – 5 (от прил.: учительский)
РФ – 4
Большой (в значении: Большой театр) – 5 (от прил.: большой)
Смотрите также
- Глава 5. Словообразование
- Особенности словообразовательного разбора
- Советы. Как приступить к делу
- Примеры и комментарии
- Типичные ошибки
- Тренинг "Словообразовательный разбор"
- Итоговые тесты "Словообразовательный анализ в формате ЕГЭ"
- В1 - В7. Работа с текстом. Владение языковедческими понятиями
- Словообразование