Особенности словообразовательного разбора
Словообразовательный разбор слова должен ответить на вопросы:
- От какого слова образовано анализируемое слово?
- С помощью каких словообразовательных средств образовано слово?
- Каков способ словообразования?
- Какие процессы его сопровождают?
Для ответа на эти вопросы нужно уметь:
- различать изменяемые и неизменяемые слова, а изменяемые ставить в начальную форму,
- определять основу слова,
- находить слово, парное анализируемому: наиболее близкое к нему по форме и мотивирующее его по значению,
- выделять словообразовательные части слов: приставки и суффиксы, а также корни в сложных словах,
- замечать, какие процессы сопровождают образование производного слова и делать вывод о способе словообразования.
Если у тебя есть пробелы в знаниях, обратись к рубрике Русская грамматика. Раздел 5. Словообразование.
Автор сайта сознательно выбрал для примеров и комментариев те же слова, что и в разделе: Морфемный разбор
Это сделано для того, чтобы вы могли увидеть различия между целями, процедурой и результатами морфемного и словообразовательного разборов и не смешивали их.
Внимание:
Иногда авторы, находящиеся на разных позициях, трактуют языковые факты неодинаково. Автор этого сайта придерживается трактовки словообразовательной системы русского языка, представленной в "Словообразовательном словаре русского языка" А.Н. Тихонова (в 2 т. М.: АСТ: Астрель. 2008). Все примеры сверены с указанным словарём.
В этом разделе не используются термины, не принятые в школьной традиции обучения русскому языку.
Запомни:
Труд А.Н. Тихонова "Словообразовательный словарь русского языка" - это бесценная книга. Словарь содержит информацию о 145 000 слов русского языка. Старшеклассникам, которые захотят основательно изучить словообразование, рекомендую ознакомиться с разделом "Основные понятия русского словообразования" на стр. 24-58. Не бойся незнакомых терминов, которые встречаются в словаре А.Н. Тихонова. Все они представлены с толкованиями.
Порядок разбора
1. Поставь слово в начальную форму.Определи его основу.
2. Подбери к слову такое парное слово, от которого оно образовано.
Это слово - ближайшее к исходному по форме и по смыслу. Поставь найденное парное слово в начальную форму и определи его основу.
Запомни:
- Если искомое слово есть, то его основа – производящая, а основа анализируемого слова – производная.
- Если слово с производящей основой подобрать невозможно, то основа анализируемого слова – непроизводная.
3. Та(те) часть(ти) слова, которая(ые) различает(ют) производящую и производные основы, является средством образования анализируемого слова.
Если это приставка, суффикс или приставка и суффикс одновременно, их необходимо выделить. Механизм выделения тот же, что и при морфемном анализе.
4. Определи способ словообразования.
Вспомни:
Какие способы словообразования характерны для русского языка?
- Приставочный: образование слов с помощью приставок: посмотреть ← смотреть, пригород ← город, недорого ← дорого
- Суффиксальный: образование слов с помощью суффиксов: вторник ← второй, выдумщик ← выдумать(усечение основы), заборище ← забор
- Приставочно-суффиксальный: образование слов с помощью приставок и суффиксов: подоконник ← окно, втихаря ← тихо (усечение основы), затенить ← тень
- Бессуффиксальный: золотой ← золото, зелень ← зелёный, нарыв ← нарывать *
*Некоторые авторы полагают, что в словах золотой, зелень, нарыв и других подобных - нулевой суффикс, и рассматривают их как слова с суффиксальным способом образования. Автор сайта исходя из интересов ребят, придерживается здесь школьной традиции толкования подобных слов. Решающим аргументом для меня является то, что в материалах ЕГЭ, разработанных ФИПИ, они рассматриваются как слова с бессуффиксальным способом образования. Для желающих изучить иную точку зрения можно посоветовать обратиться к "Учебному пособию для старших классов школ гуманитарного профиля" В.А. Багрянцевой, Е.М. Болычевой, И.В. Галактионовой, Л.А. Ждановой, Е.И. Литневской, Е.Б. Степановой (М.: Русский язык. Изд. 2-е. М.: МГУ. 2006).
- Сложение: соединение частей основ разных слов: лесостепь, диван-кровать
- Сложение в сочетании с суффиксацией: головоломка, вагоноремонтный
- Сращение: долгоиграющий, быстрорастворимый
- Сокращение основы: зав, зам
- Аббревиация: образование сложносокращённых слов: РФ, МГУ, зарплата, военком
- Изменение части речи: больной, столовая
Подробнее о способах словообразования см. Как устроен наш язык. Глава 5. Словообразование
5. Укажи, если образование слова сопровождается процессами:
- чередования гласных
- чередования согласных
- чередования с нулём звука
- усечения производящей основы
- добавления соединительной гласной