Особенности словообразовательного разбора

Словообразовательный разбор слова должен ответить на вопросы:

  1. От какого слова образовано анализируемое слово?
  2. С помощью каких словообразовательных средств образовано слово?
  3. Каков способ словообразования? 
  4. Какие процессы его сопровождают?

Для ответа на эти вопросы нужно уметь:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова, а изменяемые ставить в начальную форму, 
  • определять основу слова, 
  • находить слово, парное анализируемому: наиболее близкое к нему по форме и мотивирующее его по значению, 
  • выделять словообразовательные части слов: приставки и суффиксы, а также корни в сложных словах, 
  • замечать, какие процессы сопровождают образование производного слова и делать вывод о способе словообразования.

 Если у тебя есть пробелы в знаниях, обратись к рубрике Русская грамматика. Раздел 5. Словообразование.

Автор сайта сознательно выбрал для примеров и комментариев те же слова, что и в разделе: Морфемный разбор 
Это сделано для того, чтобы вы могли увидеть различия между целями, процедурой и результатами морфемного и словообразовательного разборов и не смешивали их. 

Внимание:

Иногда  авторы, находящиеся на разных позициях, трактуют языковые факты неодинаково. Автор этого сайта придерживается трактовки словообразовательной системы русского языка, представленной в "Словообразовательном словаре русского языка" А.Н. Тихонова (в 2 т. М.: АСТ: Астрель. 2008). Все примеры сверены с указанным словарём.  

В этом разделе не используются термины, не принятые в школьной традиции обучения русскому языку.

Запомни:

Труд А.Н. Тихонова "Словообразовательный словарь русского языка" - это бесценная книга. Словарь содержит информацию о 145 000 слов русского языка. Старшеклассникам, которые захотят основательно изучить словообразование, рекомендую ознакомиться с разделом "Основные понятия русского словообразования" на стр. 24-58. Не бойся незнакомых терминов, которые встречаются в словаре А.Н. Тихонова. Все они представлены с толкованиями.  

Порядок разбора

1. Поставь слово в начальную форму.Определи его основу.

2. Подбери к слову такое парное слово, от которого оно образовано.

Это слово - ближайшее к исходному по форме и по смыслу. Поставь найденное парное слово в начальную форму и определи его основу.

Запомни: 

  • Если искомое слово есть, то его основа – производящая, а основа анализируемого слова – производная.
  • Если слово с производящей основой подобрать невозможно, то основа анализируемого слова – непроизводная. 

 

3. Та(те) часть(ти) слова, которая(ые) различает(ют) производящую и производные основы, является средством образования анализируемого слова.

Если это приставка, суффикс или приставка и суффикс одновременно, их необходимо выделить. Механизм выделения тот же, что и при морфемном анализе.

 

4. Определи способ словообразования. 

Вспомни:

   Какие способы словообразования характерны для русского языка?

  • Приставочный: образование слов с помощью приставок: посмотреть ← смотреть, пригород ← городнедорого ← дорого
  • Суффиксальный: образование слов с помощью суффиксов: вторник ← второй,  выдумщик ← выдумать(усечение основы), заборище ← забор
  • Приставочно-суффиксальный: образование слов с помощью приставок и суффиксов: подоконник ← окно, втихаря ← тихо (усечение основы), затенить ← тень
  • Бессуффиксальный: золотой ← золото, зелень ← зелёный, нарыв ← нарывать *

    *Некоторые авторы полагают, что в словах золотой, зелень, нарыв и других подобных - нулевой суффикс, и рассматривают их как слова с суффиксальным способом образования. Автор сайта исходя из интересов ребят, придерживается здесь школьной традиции толкования подобных слов. Решающим аргументом для меня является то, что в материалах ЕГЭ, разработанных ФИПИ, они рассматриваются как слова с бессуффиксальным способом образования. Для желающих изучить иную точку зрения можно посоветовать обратиться к "Учебному пособию для старших классов школ гуманитарного профиля" В.А. Багрянцевой, Е.М. Болычевой, И.В. Галактионовой, Л.А. Ждановой, Е.И. Литневской, Е.Б. Степановой (М.: Русский язык. Изд. 2-е. М.: МГУ. 2006).
  • Сложение: соединение частей основ разных слов: лесостепьдиван-кровать
  • Сложение в сочетании с суффиксацией: головоломка, вагоноремонтный
  • Сращение: долгоиграющий, быстрорастворимый
  • Сокращение основы: завзам
  • Аббревиация: образование сложносокращённых слов: РФ, МГУзарплата, военком
  • Изменение части речи: больной, столовая

Подробнее о способах словообразования см. Как устроен наш язык. Глава 5. Словообразование

 

5. Укажи, если образование слова сопровождается процессами:

  • чередования гласных
  • чередования согласных
  • чередования с нулём звука
  • усечения производящей основы
  • добавления соединительной гласной