Первые шаги. Подготовительные задания.
Текст.
В 1937 г., в юбилейные дни, соответственная комиссия постановила снять неудачный памятник Пушкину в темноватом сквере на пушкинской улице в Ленинграде.(1) Послали грузовик-кран – вообще всё, что полагается в таких случаях.(2)
Но затем произошло нечто беспримерное.(3) Дети, игравшие в сквере вокруг памятника, подняли такой вой, что пришлось позвонить куда следует и спросить: «Как быть?»(4) Ответили: «Оставьте им памятник», и грузовик уехал пустой.(5)
Февраль 37 г. – расцвет ежовщины.(6) Можно с полной уверенностью сказать, что у доброй половины этих малышей уже не было пап (а у многих и мам), но охранять дядю Пушкина они считали своей священной обязанностью.(7)
(А.Ахматова Слово о Пушкине)
Задание 1.
Выпиши все словосочетания из предложения (1).
Ответ:
В тысяча девятьсот тридцать седьмом году,
в юбилейные дни,
соответственная комиссия,
постановила снять,
снять памятник,
памятник неудачный,
памятник Пушкину,
памятник в сквере,
в темноватом сквере,
в сквере на улице,
на пушкинской улице,
памятник в Ленинграде.
Задание 2.
Определите члены предложения в предложении (1).
Ответ:
В 1937 г., в юбилейные дни, соответственная комиссия постановила снять неудачный памятник Пушкину в темноватом сквере на пушкинской улице в Ленинграде.
Задание 3.
Определите главные члены в предложениях (3), (5), (6).
Ответ:
Но затем произошло нечто беспримерное. (3)
Ответили: «Оставьте им памятник», и грузовик уехал пустой.(5)
Февраль 37 г. – расцвет ежовщины. (6)
Задание 4.
Определите границу частей предложений (2), (7).
Ответ:
Послали грузовик-кран – вообще всё, /что полагается в таких случаях.(2)
Можно с полной уверенностью сказать,/ что у доброй половины этих малышей уже не было пап (а у многих и мам), / но охранять дядю Пушкина они считали своей священной обязанностью. (7)
Задание 5.
Определите, как осложнена структура предложений (1), (4), (5).
Ответ:
В 1937 г., в юбилейные дни, соответственная комиссия постановила снять неудачный памятник Пушкину в темноватом сквере на пушкинской улице в Ленинграде.(1)
структура осложнена обособленным обстоятельством
Дети, игравшие в сквере вокруг памятника, подняли такой вой, что пришлось позвонить куда следует и спросить: «Как быть?» (4)
структура осложнена обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и конструкцией с прямой речью
Ответили: «Оставьте им памятник», и грузовик уехал пустой.(5)
структура осложнена конструкцией с прямой речью
Смотрите также
- Синтаксический разбор
- Глава 23. Синтаксис. Простое предложение. Структура простого предложения
- Глава 24. Синтаксис. Главные члены предложения в двусоставном предложении
- Глава 25. Синтаксис. Второстепенные члены предложения
- Глава 28. Синтаксис. Осложнённые простые предложения. Общие понятия. Виды осложнений
- Особенности синтаксического разбора
- Советы. Как приступить к делу
- Примеры и комментарии
- Тренинг «Синтаксический разбор»
- Итоговый тест "Синтаксический разбор в формате ЕГЭ"