Как работать с СОС? Методические рекомендации мамам

Судя по всему, вы уже познакомились с другими статьями, описывающими наш Сводный обучающий словарь?

В них важная информация, но конкретных пошаговых рекомендаций родителям, которые решили СОС использовать, нет.

Итак, как работать с СОС?

Как выбирать порции слов и что с ними делать потом

После выбора рубрики, отражающей класс, тип словарика, тему, вы увидите список слов. Нужно понять, сколько слов выбрать для одного занятия. Количество слов может быть различным. Определите оптимальное количество для вашего ребенка. Не давайте сразу длинных списков. Начните с пяти слов. Весь урок займет у вас  несколько минут и не вызовет отторжения у ребёнка. На следующий день увеличьте объём до 10 слов. И т.д. Если вы собираетесь заниматься регулярно, а именно такие занятия и приносят ощутимые результаты, то вполне достаточная порция на один день - 20 слов. Не бойтесь предложить 20 слов даже младшим школьникам: они способны усвоить написание 20 слов за один урок. Ведь не все слова вызовут затруднение: часть их ребёнок сможет написать правильно сразу.

Сначала целесообразно  проверить, знает ли ваш ребёнок, как  пишутся эти слова. Чтобы проверка прошла динамичнее, их можно не писать. Пусть ребёнок устно проговаривает слово за словом по слогам. Произносить слова следует отчётливо, даже с утрированной артикуляцией, в замедленном темпе, чтобы вы точно услышали, что произносит ребёнок. Такое проговаривание – важный навык не только для работы с отдельными словами и их списками. Дети, привыкшие отчётливо проговаривать слова по слогам вслух, начинают лучше писать диктанты и другие письменные задания, так как во время письма диктуют себе каждое слово. Как только ребята овладевают этим навыком, у них исчезают ошибки «из-за невнимательности»: пропуск букв, перестановка слогов, лишние буквы и пр. То есть ошибки допускаются уже только в тех случаях, когда ребёнок действительно не знает, как пишется слово.

Если ребёнок допустил в слове ошибку, покажите ему это слово, написанное крупно. Для этого кликните  по нужному слову из выбранного вами списка. У детей отличная зрительная память. Пусть ребёнок, глядя на слово, ответит вам на вопрос, какая буква пишется там, где он ошибся. Спросите и о написании других букв. Хотя ответ на этот вопрос не вызовет затруднения, ребенок еще раз прочитает всё слово внимательно, что полезно для запоминания. Теперь попросите его закрыть глаза или отвернуться от экрана. Пусть он вновь проговорит трудное слово несколько раз.

Перейдя к следующим словам из списка, прервите работу и спросите, как пишется то слово, в котором была допущена ошибка. Задайте тот же вопрос через два слова, через пять слов и т.д.

Целесообразно помечать слова, в которых были допущены ошибки. Для этого просто заранее распечатайте список слов для себя. Листочки со словами не выбрасывайте после урока. Они ещё пригодятся.

Проработав весь список устно, посадите ребенка за монитор. Пусть он пролистает слова, написанные крупно, вперёд, назад, еще раз вперед. Прерывайте его время от времени командой закрыть глаза и проговорить то или иное слово устно по слогам.

Какие задания можно давать во время урока, чтобы ребёнку не было скучно

Разнообразьте задания, меняя команды:

  • Ответь, закрыв глаза.
  • Ответь, отойдя к окну.
  • Ответь, встав в угол.
  • Ответь, стоя на одной ноге.
  • Ответь, подняв правую реку (левую руку, обе руки) вверх.
  • Ответь, хлопая в ладоши при произнесении каждого слога.
  • Ответь, постукивая рукой о стол во время проговаривания слогов и т.д. 

Такие, казалось бы,  несерьёзные задания обычно нравятся не только малышам, но и вполне подросшим ребятам. Во время их выполнения внимание переключается на сопутствующее действие, начинает работать не только произвольная, но и непроизвольная память. Поверьте, это очень важно для автоматизации навыка.

Убедившись, что на все вопросы ребёнок отвечает правильно, продиктуйте ему те слова, которые вызвали затруднение. Не забудьте порадоваться за ребёнка, если он напишет всё без ошибок или сделает небольшое количество ошибок. Слова, которые не были усвоены, повторите с ним через два-три часа. Если таких слов окажется много, то пусть ребёнок через какое-то время вновь пролистает всю  порцию слов.
Слова могут просматриваться по-разному:

  • в темпе, комфортном для ребёнка  
  • в задаваемом вами темпе (для этого листайте слова сами) 

Это можно делать медленно, чтобы ребёнок успевал всмотреться в слово, запомнить его, а можно быстро, как бы ставя ребёнка в заведомо некомфортное положение. В последнем случае его реакция будет острее. Хорошо чередовать темп: это вообще очень полезный тренинг умения сосредотачиваться и запоминать.

Можно работать с маленькими группами слов, давая ребёнку задания:

  • Просмотри пять слов и запомни их все за 1 минуту. А потом проверить, продиктовав слова, которые ребёнок должен записать.
  • Просмотри 5 слов и запомни их. Смотреть на них можно сколько захочется. Главное - не сделать ошибку. Далее, естественно, идёт проверка.

Таким образом, работа идёт и устно, и письменно. При устной отработке задействованы одни психофизиологические механизмы, при письменной – другие. Поэтому их хорошо сочетать.

Единственное, чего бы я, вопреки устоявшейся традиции, не рекомендовала   делать, это заставлять ребёнка писать слово по одной – две – пять строчек. Давая такое задание, взрослые уповают на моторную память. Но моторная память не формируется таким образом. Ребёнок обычно довольно быстро отвлекается и начинает писать механически. Многие, написав слово двадцать раз, делают ошибку на двадцать первый. Детям скучно. Они быстро утомляются. По моим наблюдениям, многократное прописывание слова – это скорее задание для взрослых, чем для детей.

Занимаясь регулярно, возвращайтесь и к "старым" словам. Берите их из старых списков. Помните, я рекомендовала вам не выбрасывать распечатки старых порций слов? На них у вас уже есть пометки у слов, в которых ребёнок допускал ошибки. Эти слова - группа риска. Добавляйте их в списки новой лексики.

Даже если вы будете заниматься со словарём только один раз в неделю, реально выучить около 1000 слов за год.  Но дело не только в этих словах, выученных ребёнком с вашей помощью. Занимаясь,  вы привьёте ему многие полезные навыки, и в частности, навык быстро схватывать слово и запоминать его правильно. Такая работа очень способствует развитию языкового чутья и повышает общую грамотность ребёнка. 

Если у вас возникнут вопросы, не стесняйтесь написать автору. Я обязательно на них отвечу.